
В ночь на 30 декабря (по новому стилю) 1916 года был зверски убит заговорщиками (князь Ф. Ф. Юсупов, черносотенец В. М.
Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки О. Рейнер) старец Григорий Распутин, имевший большое влияние на царя и царицу. Поразительно то, что незадолго до этого старец публично предсказал свою насильственную смерть и предостерег о последующих за ней революциях и братоубийственной бойне. Проведенные в 1916-1917 годах и в советское время расследования этого преступления определенно доказали, что убийство было чисто политическим и отвечало интересам внешних и внутренних врагов России.
Путь к императору Григорий Распутин особое, чисто русское явление в истории нашей страны. Человек из самых низов общественного устройства, на путях богоискательства сошедшийся с особой наивысшего государственного уровня императором всея Руси. Что их могло сблизить. На мой взгляд, именно богоискательство здесь коренное слово, если интерпретировать его в принятом тогда смысле поиска путей служения Господу.
Простой сибирский крестьянин, до 30-летнего возраста, по собственному признанию, гуляка, пьяница, табакур, вдруг под влиянием бесед с богомольцами-паломниками резко изменил свою жизнь: бросил пить, курить, есть мясное и ушел странствовать по святым местам. Побывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах. Три года носил вериги, общался с известными старцами в Тобольском, Тюменском, Верхотурском монастырях. В конце концов познакомился с духовником царской семьи епископом Феофаном, который и ввел Распутина в круг августейших особ как простого благочестивого русского мужика.
Царь Николай Второй, считавший одной из важнейших ипостасей своего служения Господу заботу о простом народе, всегда искал сближения с его лучшими представителями. В данном случае государь не мог не симпатизировать той незаурядной духовности, которую вобрал в себя от божьих людей во время паломничеств старец Григорий, а также природной внутренней силе этого, несомненно, русского самородка. Огромное значение в сближении царской семьи с Григорием Ефимовичем, как известно, имело то, что во время очередного приступа гемофилии у юного наследника престола Алексея старец сумел остановить кровотечение, чем снискал глубокую благодарность августейших особ и породил у них (особенно у царицы-матери) надежду на выздоровление цесаревича, связанную именно со способностями Распутина. Судя по всему, влияние, которое в последующем старец якобы стал оказывать на государя, несколько преувеличено.
Во всяком случае, из некоторых документов явно видно, что Николай Второй в отношении Распутина не пребывал в излишнем прельщении. Вот, например, пара цитат из писем государя к императрице: Что касается советов Распутина, ты знаешь, с какой осторожностью надо относиться к его советам, Я беседую с ним как с простым русским мужиком, который странствует по святым местам Тем не менее старец систематически посещал царскую семью, особенно когда болел цесаревич. Достаточно близко сошелся с ней, даже получил прозвище Друг и снисходительное разрешение называть августейших особ папой и мамой, как бы от имени наследника престола, что лишний раз свидетельствует о сближении простеца с венценосцами именно на почве болезни юного Алексея. Придворные интриги Повышенное внимание двора к персоне Распутина стало пресловутой арбузной коркой, на которой поскользнулся “странник Божий” Григорий.
Используя молву о близости к царю, Григорий Ефимович не только обрел небывалый вес при дворе, но и крупно разбогател. Хотя я лично не сомневаюсь, что ни власть, ни деньги не были его целью. Деньги он с легкостью раздавал нуждающимся. Что касается власти, то, думается, Распутин искренне считал, что использует ее на дела Божьего промысла.
По свидетельству современников, если он вмешивался в судебные дела, то всегда вставал на сторону обвиняемого или уже осужденного. Не отмечен ни один случай, чтобы Распутин добивался тюремного заключения или ссылки в Сибирь своих личных врагов, хотя это не составляло для него никакого труда. Если кто-то был обижен, то он всегда мог рассчитывать на помощь и поддержку Распутина. Когда престарелый военный министр Сухомлинов был сделан козлом отпущения осужден и посажен, Распутин добился, чтобы этот его давний враг был освобожден из тюрьмы.
Епископ Феофан, исповедовавший царскую семью, писал: Распутин не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал. Распутин с поклонниками у себя дома на Гороховой улице (Санкт-Петербург, 1914 год).
В верхнем ряду (слева направо): А. А. Пистолькорс (в профиль), А. Э.
Пистолькорс, Л. А. Молчанов, Н. Д.
Жевахов, Э. Х. Гиль,. , Н.
Д. Яхимович, О. В. Ломан, Н.
Д. Ломан, А. И. Решетникова.
Во втором ряду: С. Л. Волынская, А. А.
Вырубова, А. Г. Гущина, Ю. Ден, Е.
Я. Распутин. В последнем ряду: З. Тимофеева, М.
Е. Головина, М. С. Гиль, Г.
Е. Распутин, О. Клейст. Сидит на полу: А.
Н. Лаптинская Апофеозом грехопадения явилось возвращение Григория Ефимовича к разнузданному пьянству. Близким он говорил, что пить его заставляет предвидение бед человеческих: Не могу запить того, что будет потом. Пишу это не в осуждение.
Просто от понимания и сочувствия: Григорий Ефимович был земным человеком, и грехи у него были земные. Кстати, заговорщики обвиняли Распутина еще и в распутстве по женской части. Приводили в пример его оргии с одной из фрейлин императрицы. Но в данном случае это оказалось наветом.
Проведенное уже в советское время медицинское исследование показало, что фрейлина до конца своих дней оставалась девственницей. Заказное зверство 17 декабря (30 декабря по н. с. ) заговорщики пытались отравить Распутина (цианистый калий был добавлен в его пирожные) и застрелить (в него было сделано 11 выстрелов).
Однако он пришел в себя, выбрался из подвала дворца Юсупова и попытался перелезть через высокую стену сада, но был пойман убийцами, услышавшими поднявшийся собачий лай. Они связали Распутина по рукам и ногам, отвезли на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили еще живого с моста в полынью Невы. Спустя три дня труп Распутина был обнаружен. Судебно-медицинскую экспертизу император и императрица поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д.
П. Косоротову. Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского. Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца и было спешно прекращено Керенским 4 марта 1917 года.
Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение трупа. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью 11 марта в топке парового котла Политехнического института. Согласно советским исследованиям, Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы Ми-6.
Великобритания опасалась влияния Распутина на российскую императрицу, грозящего заключением сепаратного мира с Германией. Для ликвидации угрозы английская разведка и состряпала заговор князей. Несмотря на то, что князь Юсупов в интервью взял на себя это убийство, советские исследователи обнаружили копию протокола судебно-медицинской экспертизы 1917 года, из которого видно, что последняя пуля (контрольный выстрел) была выпущена из пистолета 45 калибра оружия британских офицеров. Самым мощным раздражителем тех лет была Первая мировая война.
И нет сомнения в том, что настойчивые и, в общем-то, имеющие хорошие перспективы попытки Распутина склонить царя к миру с Германией стали одной из причин, по которой старца, как сейчас говорят, заказали. Пуришкевич, смакуя подробности расправы в своих воспоминаниях, даже не осознавал, что в глазах простого христианина она выглядит кровавой сатанинской оргией. Пригласили Распутина поужинать. Подло подсыпали ничего не подозревавшему мужику яд.
До дрожи в коленках перепугались, когда цианистый калий не подействовал на могучего старца. Тогда в полуотравленного безоружного человека выстрелил князь Юсупов. Распутин упал на медвежью шкуру. Теперь уже испугались, как бы он кровью ее не замарал.
С трудом оттащили на каменные плиты пола. В третий раз перепугались до потери человеческого облика, когда живучий Распутин очнулся, поднялся на ноги и бросился вон из дворца. Пуришкевич четыре раза стрелял ему в спину, пока старец не упал ничком в снег. Подбежав, озверевший от страха заступник царя и Отечества Пуришкевич, как сам пишет, изо всей силы ударил его ногой в висок.
Несомненно, такое убийство воспринимается зверством, а смерть убиенного мученичеством. И не зря французский посол в России той поры Палеолог писал, озвучивая мнения многих: Для мужиков Распутин стал мучеником. Он был из народа, он защищал народ от придворных. И вот придворные его убили.
Вот что говорят во всех избах. До февральской буржуазно-демократической революции 1917 года предпринимались две попытки канонизировать Распутина. Сегодня этот вопрос тоже поднимают некотороые православные общины. Дело даже доходит до самочинного прославления и написания икон Григория Распутина.
Вот как прокомментировал данную ситуацию представитель Патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов: Вопрос канонизации и, как следствие этого, написания икон решается только Архиерейским собором и подготавливается специальной Комиссией по канонизации. Поэтому, конечно, распространение икон до прославления это следствие непослушания Церкви и ее традициям самочиние, которое само по себе, конечно, дело нехорошее, неправильное. А весь такой нервный ажиотаж по этому поводу выгоден тем силам, которые каким-то образом, в той или иной степени, по той или иной причине, заинтересованы в расшатывании Церкви: чтобы вызвать недоверие к иерархии и т. д.
Вызвать раскол, какое-то брожение. Получается так, что имя Григория Распутина заслоняет собой действительно сонм наших новомучеников. Конечно, у нас еще десятки тысяч имен людей совершенно безукоризненных и достойных прославления настоящих мучеников и настоящих людей церковных, а не фигур, разговор о которых нуждается в каком-то усиленном комментарии. Потому что канонизация это акт не только свидетельства чисто духовной жизни, но это акт еще и назидательный, педагогический, даже социальный.
Здесь же явно видна какая-то политическая подоплека.
Статья взята с: http://svpressa.ru