Япония и Китай постепенно становятся главными противниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако если в первой половине XX столетия преимущество японцев было бесспорным, то теперь ситуация изменилась. Японский премьер-министр Синдзо Абэ сравнил ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе с преддверием Первой мировой войны. Токио и Пекин в этом противостоянии играют роль Лондона и Берлина начала XX века.
Премьер-министр Японии на Всемирном экономическом форуме в Давосе выступил с заявлением, в котором сравнил отношения Японии и Китая с англо-германским соперничеством накануне Первой мировой войны. По словам японского политика, несмотря на то, что в преддверии войны две великие державы — Британская и Германия империи — имели всесторонние экономические связи и торговые отношения, это не помешало им вступить в конфликт друг с другом. При этом японский премьер-министр назвал Китай основной причиной нестабильности в регионе в связи с его масштабными военными программами.
Намек очевиден. Нынешние Япония и Китай также имеют развитые экономические связи. Поэтому многие эксперты, которые отвергают идею возможности серьёзного регионального конфликта в АТР, напирают именно на экономический фактор. Мол, воевать невыгодно, выгоднее сотрудничать. Однако экономика не является главным фактором, который вызывает войны. К тому же война ведёт к развитию технологий, способствует научно-технологическому прогрессу, обновлению инфраструктуры.
Правда, позднее пресс-секретарь главы японского правительства Йошихиде Суга поспешил приглушить остроту слов Абэ, заверив представителей прессы, что премьер не считает возможной войну между двумя странами. Пресс-секретарь также отметил, что Синдзо Абэ выступает за диалог и верховенство закона, за ограничение «бесконечной военной экспансии в Азии». Выступая в Давосе, японский премьер призвал ведущие державы региона не наращивать военную мощь и «создать механизм антикризисного управления, а также каналы связи между нашими вооруженными силами».
Очередной этап охлаждения японо-китайских отношений начался в конце 2013 года в связи с территориальными спорами из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао). В ноябре Пекин заявил об установлении вокруг спорных территорий своей зоны ПВО. Это вызвало гневную реакцию со стороны Японии, США и Южной Кореи. Японские, американские и южнокорейские самолеты продолжили регулярные патрульные полеты в спорной зоне. Китай не стал усугублять конфликт, хотя первоначально и обещал «приземлить» нарушителей.
Япония создает полноценные вооруженные силы
Более серьёзным шагом Японии стало принятие новой стратегии национальной обороны в декабре 2013 года. Военный бюджет вырастет, силы самообороны обеспечат новой техникой и сделают ещё более мобильными, они получат право развертывания вне территории страны. Кроме того, будут модернизированы системы ПВО и ПРО. Войска группируются с упором на юго-западные территории, то есть спорные с Китаем территории. Соединения, которые будут дислоцированы на юго-восточных территориях, будут находиться в состоянии повышенной боевой готовности. Для возможности борьбы с противником в морской зоне формируют специальное десантное соединение, способное решить задачу захвата островов. Его вооружат конвертопланами «Оспри» и десантными амфибиями.
Новая стратегия национальной обороны включает краткосрочную и долгосрочную программы. Первая сроком на 5 лет (2014-2018 гг.), вторая — на десять лет. Японская армия и так считается профессиональной, имеющей новейшие виды вооружений. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, Япония в 2013 году занимала пятое место в мире по военным расходам, уступая только США, Китаю, России и Великобритании. Японский военный бюджет составил около 58 млрд. долларов. Главный конкурент Японии в АТР — Китай, потратил на нужды обороны более 114 млрд. долларов. В ближайшие годы Токио выделит на оборонные нужды около 240 млрд. долларов. Таким образом, в 2014 году Япония может занять четвертое место в мире по военным расходам, а через несколько лет войти в тройку лидеров. В целом финансирование сил самообороны, несмотря на продолжение затянувшегося кризиса в экономике, будет увеличено на 2,6%, а в дальнейшем на 5%.
Япония снова становится великой державой, которая претендует на своё особое место в мире. После Второй мировой войны, когда японская империя (формально она и сейчас является империей, так как император Японии — «символ государства и единства народа») была разгромлена и унижена, её заставили отказаться от вооруженных сил. Под контролем главы оккупационных сил американского генерала Дугласа Макартура была написана японская конституция. Девятая статья основного закона провозглашала от суверенного права нации на собственную армию и право на ведение государством войны. Также японцы отказались от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Безопасность Японии обеспечивали американские войска. Нападение на Японию до сих пор считается нападением на США. Постепенно американцы из оккупантов стали главными союзниками. Япония нужна была США для сдерживания СССР и КНР. К тому же первоначально отсутствие армии позволило японскому бюджету существенно сэкономить и освободило рабочие руки.
Однако с учётом угрозы со стороны СССР и Китая США позволили Японии сформировать Национальные силы безопасности, а в 1954 году преобразовать их в Силы самообороны Японии. Формально Силы самообороны являются гражданской (невоенной) организацией. К началу XXI века, они при полной поддержке США, были превращены в крупную профессиональную армию. Япония пока ещё не имеет некоторые виды наступательных вооружений, только начинает снимать ограничения с военно-технического сотрудничества с другими державами, не имеет ядерного оружия. Но дело времени, чтобы завершить процесс превращения Японии в полноценную великую военную державу. И этот процесс мы в настоящее время наблюдаем.
После запуска КНДР баллистических ракет в августе 1998 года Токио поставил вопрос о создании системы ПРО. В 2004 году Вашингтон и Токио подписали договор о взаимопонимании, который стал базой для сотрудничества в области противоракетной обороны. Япония разрешила американцам разместить на своей территории РЛС передового базирования и стала участвовать производстве и закупках противоракет типа Aegis, Patriot и SM-3. В 2007 году Япония заявила о намерении создать национальную систему ПРО для защиты от потенциальной угрозы со стороны КНДР и Китая. Сейчас основой национальной ПРО являются шесть эсминцев с системой Aegis, оснащенных противоракетами SM-3. ВМС должны вскоре получить ещё два аналогичных корабля. В 2013 году американцы сообщили о размещении в Японии второй РЛС.
В 2005 году японские власти выдвинули предложение о придании силам самообороны статуса военной организации, для чего необходимо было изменить основной закон. В 2006 году законопроект о придании силам самообороны Японии статуса министерства был утвержден. В 2010 году в Японии смягчили запрет на экспорт военных технологий. Японские компании получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами.
Представители Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) стали активно продвигать идеи милитаризации Японии. В декабре 2012 года, после прихода к власти, был утвержден проект масштабной реформы ВС. Он предусматривает развитие системы ПРО, наделение армии правом действия за пределами Японии и создание корпуса морской пехоты. Весной 2013 года этот проект был утверждён Советом национальной обороны.
В японских преобразованиях можно выдели несколько особых моментов. Во-первых, японские вооруженные силы получат право действовать за пределами страны, наносить удары по базам противника. Ранее силы самообороны обладали только оборонительными функциями, теперь эти ограничения сняты.
Во-вторых, в 2014 году японское правительство должно утвердить право на коллективную самооборону. Таким образом, если кто-то нападет на союзников, Япония придет им на помощь. Для Японии это политический прорыв, теперь она может расширить сферу своей военной деятельности практически на всю планету, не ограничиваясь защитой Японских островов от агрессора.
В-третьих, Япония пересматривает запрет на импорт оружия и усиливает развитие ВТС. Это вызовет развитие японского Военно-промышленного комплекса и приведёт к появлению японских военных разработок на мировом рынке. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2012 году Япония и Англия заключили соглашение сотрудничестве в сфере совместной разработки военных систем. Англия стала первой страной, с которой Япония заключила подобное соглашение, помимо Соединенных Штатов. В 2013 году Япония начала переговоры о совместной разработке вооружений с Турцией. В начале 2014 года активизировалось военно-техническое сотрудничество Японии и Индии. Между двумя азиатскими державами была достигнута предварительная договоренность о покупке Индией японских гидросамолетов US-2. Почти одновременно Япония договорилась укреплять военные связи и увеличить ВТС с Францией. Среди приоритетов названы беспилотники, вертолеты и подводные лодки.
Видно невооруженным взглядом, что Токио активизируют военные связи с ведущими странами, состоящими с Организации Североатлантического договора. Великобритания и Франция — это великие военные державы, имеющие ядерное оружие, современные военные технологии. К тому же Лондон сохраняет неоколониальную систему известную как Содружество наций, в которое входят почти все бывшие доминионы, колонии и протектораты Британской империи. А Франция имеет схожую систему Африке, контролируя свои бывшие колонии через финансовую систему — валютную зону франка (франка КФА BEAC и франка КФА BCEAO). Одновременно французы активизировали военную политику в странах Африки. Турция, хотя имеет некоторую самостоятельность, также член НАТО. Индия — основной потенциальный противник Китая в Южной Азии.
В-четвертых, в Японии был принят закон, согласно которому значительная часть вопросов, связанных с национальной обороной и военной областью, будет дополнительно засекречена. Нельзя сказать, что раньше эта область была прозрачной, но теперь уровень секретности ещё больше повысят. Это говорит, если не о приближении военного, то предвоенного времени точно.
Параллельно сухопутные, морские и воздушные силы ждет усиление ударной мощи и мобильности. Япония продолжит строить «легкие авианосцы» (эскадренные миноносцы-вертолётоносцы), эсминцы и субмарины. ВВС усилят истребители пятого поколения F-35 «Лайтнинг II», беспилотные авиационные системы, такие как американские стратегические БЛА RQ-4 «Глобал Хоук». Одновременно Япония активизировала программу создания собственного истребителя пятого поколения. В сухопутных войсках сделан упор на более легкие и маневренные колесные бронемашины, которые можно легко перебрасывать по развитой сети коммуникаций.
Перспективы
Очевидно, что национально-патриотический курс будет продолжен, и через довольно короткий срок Япония вернет себе статус, утраченный в 1945 году, статус великой военной державы. Позиции Синдзо Абэ в партии и парламенте очень крепкие и сомнительно, что в условиях мирового кризиса Токио будет придерживаться пацифистской политики. Правда, японцам надо ещё решить проблему больной экономики. Однако развитие ВПК поможет решить и эту задачу.
Понятно, что пока ни Токио, ни Пекин не настроены ни на эскалацию конфликта, ни тем более на войну. Однако нам известно, что грань между войной и миром весьма узкая. У восточных границ России быстрыми темпами формируется огромная зона нестабильности. Причем это не только отношения между КНР и Японией, но и ситуация на Корейском полуострове. Американцы делают всё, чтобы отношения между КНДР и Южной Корей были на грани взрыва.
Россия оказывается в сложной ситуации. Япония и США нам не друзья. Нельзя забывать о территориальных претензиях Японии. Токио претендует на четыре острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Мирный договор между Россией и Японией так и не подписан. Но и КНР нельзя назвать стратегическим союзником. Если Китай сможет достичь превосходства в АТР, он рано или поздно обратит внимание на северное направление (РФ, Монголия и Казахстан). Наша военная слабость на восточном стратегическом направлении и практически безлюдные пространства дальнего Востока и Сибири — это огромная проблема.
Пока не поздно, необходимо восстанавливать мощь Тихоокеанского и Северного флотов (Северный флот при необходимости может поддержать Тихоокеанский). Необходимо иметь на Курилах и Сахалине силы и средства, способные предотвратить любые мысли Японии о «маленькой победоносной операции». В отношении Китая следует придерживаться дружественного нейтралитета, одновременно восстанавливая возможности ВВС, ПВО, ПРО и сухопутных войск Восточного военного округа. При этом необходимо превратить Дальний Восток и Сибирь в «локомотив развития» всей России.