Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления, и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом?
Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием “Сойя” он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили надпись “Варяг” из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца и создает в Сеуле мемориальный музей героев “Варяга”. Впоследствии прах погибших в бою моряков “Варяга”, захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За четыре миллиона иен русское правительство выкупает “Варяг” в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор “Варяг” комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время – феврале 1917 года… Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов, но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий: разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.
Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды “Варяга” к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью “За отвагу”.
Выходит на экраны художественный фильм “Крейсер “Варяг” (1946), памятники Рудневу торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992). Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о “Варяге”, написанный к 100-летию подвига, с полным правом назвал «”Варяг” жив!». Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное – нынешнему «рыночному» поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно “Варяг”, засняв под водой табличку изготовителя – американской фирмы, на обороте которой видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.
Русские предприниматели создают Благотворительный фонд «Крейсер “Варяг”» (глава М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу – мемориальная доска, а затем и памятник – трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история. В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, – по нему и выполнен памятник.
В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал: “Принимая сегодня гюйс с крейсера “Варяг”, мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад”.
Создаётся впечатление, что “Варяг” постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы, чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов…
Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация “Клуб адмиралов”, высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной – 115 м, заказать который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель “Клуба адмиралов” адмирал флота В.И. Куроедов пишет: “После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I “Музей-крейсер “Варяг”. Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков”.
Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: “При подъеме корпуса крейсера “Варяг” специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ “Военно-морская академия” могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора “Новороссийск”, подводных лодок С-80 и “Курск”, радиоактивного опытного судна “Кит” и других сложных для подъема объектов”.
Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно, и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков “Варяга”, выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера “Варяг”. Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает: “В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера “Варяг”. Поступили ответы Агентства “Хисторик Скотланд” и Агентства “Марине Скотланд” о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля”. Заместитель директора Правового департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера “Варяг” по линии МИД России завершена.
Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса “Варяга”, поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на Темзе в центре Лондона “Музея-крейсера “Белфаст”, участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время С.Б. Ивановым.
Так что народ отнюдь не “безмолвствует”, а поддерживает делом священные традиции.
Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив, всё более проясняются. История расставляет все по своим местам.
К примеру, прежде было популярным мнение, что “Варяг” не мог бросить тихоходную канонерскую лодку “Кореец”, а теперь пишут, что на самом деле все было ровно наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной). Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения. Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная песня “Раскинулось море широко” написана именно на “Варяге”.
Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9).
А скорость “Корейца” – 13 узлов. Удивительно, что подвиг “Корейца” , как получается, – недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал “История” заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте, а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними «в клещи», но продолжая движение, “Кореец” подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, – как пишут моряки, – загоняет миноносец “Цубаме” на мель, останавливает двумя предупредительными выстрелами “Такачихо” и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца “Хатэ”, который сворачивает в сторону.
27 января после часового боя двоих против 14, когда “Варяг” получил 5 подводных пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности, “Кореец”, прикрывая огнем отход “Варяга” и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер “Такачихо” (который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец “Асама” (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на “Корейце”) и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На “Корейце” нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, “Кореец” стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма.
Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды “Варяга” были из Волынской губернии (Малороссия).
А нынешний “Варяг”, флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался “Червона Украина”. Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века.
На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что во время съемок фильма “Варяг” в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории “Варяга”, которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России.
Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера “Варяг”, начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской!
Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века “Васа”, хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот “Кон-Тики”, на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку “Ра” и камышовую “Тигрис”.
Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об одном: “Варяг” жив!