В 1125 году 19 мая (1 июня н.ст.) скончался Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах – сын дочери византийского Императора Мономаха, внук Ярослава Мудрого. Он прославился и бранными подвигами за отечество (сумел прекратить княжеские междоусобицы и объединить 3/4 древнерусского государства), и своим добрым нравом. Летописцы отмечают его незлобие, покорность отцу, которого он ни разу не ослушался, щедрость, милосердие. Это подтверждает его завещание детям, отразившее лучшие черты русского Князя: “Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей… Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может нам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья, не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого”.
Владимир Мономах в нашей истории человек-эпоха, человек-символ величия Древней Руси, её державной мощи. Потому и венчались наши Государи на царство его шапкой – Шапкой Мономаха. Царём Владимир Мономах никогда не был, а Великим Князем Киевским стал только в 60 лет. Но главой русского семейства стал он гораздо раньше и по своим деяниям и по своему нравственному авторитету. Большую часть жизни он княжил в захолустном Переяславле южном, маленькой крепости на границе Руси, и к Великому Княжению вовсе не стремился. Для блага Русской Земли он должен был в Переяславле отражать набеги половцев и, не уклоняясь от этого тяжкого бремени, сам водил полки в половецкие степи до глубокой старости.
Одному ему со своей дружиной отразить многочисленные половецкие рати было невозможно. Надо было как-то уговорить других князей прислать войска или хотя бы лошадей для защиты русской границы, а это было очень нелегко. Но ценой неимоверных усилий ему удалось создать единое русское войско и навсегда отразить набеги половцев от наших границ.
Владимир Мономах, как любящий отец, собирал княжеские съезды. Смиренно кланялся для блага родной Земли, убеждал, умолял, чтобы каждый довольствовался своим уделом и прекратилась междоусобная брань. И здесь его усилия увенчались успехом, хотя нужно сказать, что держался этот мир только авторитетом князя и вскоре после его смерти вновь разгорелись междоусобицы. Но благородная цель Мономаха была достигнута. Дан пример способа и возможности собирания Руси и навсегда закреплено в народной памяти, что Русская Земля – единое государство, где живёт единый народ.
После смерти в 1113 году киевского князя Святополка началось восстание киевлян. Пользуясь моментом безвластия, они начали расправу с притеснявшими их по попустительству Святополка ростовщиками-евреями и боярами. Сам Святополк был очень сребролюбив, скуп и изобретателен в способах обогащения. Жидам, ссужавшим его деньгами, он давал многие льготы, пользуясь которыми те грабили население. Неопытные в финансовых вопросах киевляне очень скоро вынуждены были только для того, чтобы уплатить проценты по долгу, продавать всё своё имущество, отдавать в рабство жену и детей. И вот настал час расплаты. Народ врывался в дома богатых бояр и жидов, сметая всё на своём пути. На всей Руси тогда был только один князь, который пользовался таким уважением, что мог восстановить порядок – князь Владимир Мономах. К нему в Переяславль и послали гонцов оставшиеся в живых киевские бояре.
Торжественное прибытие Мономаха в Киев сразу умиротворило народную стихию. Киевляне знали: приехал законный правитель, князь-отец и защитник, который всех рассудит по справедливости. Мономах немедленно издал новый закон, по которому освободил всех, попавших в долговую кабалу к ростовщикам-евреям. Отныне проценты по долгу не должны были превышать трети суммы, которую давали в долг, причём, эти “третины” ростовщик мог получить только три раза, а потом терял право на возвращение данной в долг суммы. Владимир Мономах практически уничтожил жидовское ростовщичество, – ни один еврей не захочет дать в долг 100 рублей и получить назад столько же. Так давать взаймы могли только христиане-благотворители, а всем жидам настоятельно предложили, забрав всё своё имущество, оставить пределы Русского государства.
Как показывает история, без “иностранных инвестиций” экономика Руси быстро пошла в гору. Богатели крестьяне, развивалась национальная внутренняя и внешняя торговля, так как в уставе Мономаха давались льготы русским купцам, потерявшим товары при кораблекрушении, на войне или при пожаре. Успешно развивались торговые и дипломатические отношения с Византией и Западной Европой. На княжеском дворе Владимир Мономах сам вершил суд, где каждый из его подданных мог найти у князя справедливое решение своего дела.
Время правления Русской Землёй Владимиром Мономахом было одним из самых благополучных в истории Древней Руси. Князь крепко держал государство в своих руках, русские богатыри охраняли его границы. Верными помощниками отцу были сыновья. В новгородских землях святой Мстислав Великий строил крепости для защиты северных границ Руси. Из Переяславля южного Ярополк ходил на Дунай закреплять придунайские города за Русью. В Смоленске княжил его сын Вячеслав, в Ростово-Суздальских землях – Юрий Долгорукий, в Волынских – Андрей.
До семидесяти лет Мономах сам возглавлял русские войска, водил их в походы. До последнего дня все свои могучие духовные силы он отдавал объединению Руси, держанию мира внутри государства и защите его от внешних врагов. И он достиг своей цели. Иноплеменники при его жизни уже не смели нападать на нашу землю. Народ благоденствовал, потому что сильной волей князя были прекращены усобицы, во всех городах чинился суд по справедливым, учитывающим интересы всех сословий, законам.
По преданию, из Царьграда дед Владимира по матери, Византийский император Константин Мономах, прислал ему царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья). Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV веке, хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.