Императрица Мария и Император Александр III

Высокие темпы строительства позволили заводу

Спуск на воду первого линкора должен был состояться не позднее июля 1913 года, а второго корабля – через три месяца после первого. Ходовые испытания назначались на 20 августа 1915 года. На испытания отводилось четыре месяца.

Оба корабля должны были строиться из русских материалов, за исключением тех механизмов и оборудования, которые в России не производились. Воспользовавшись разрешением, завод заключил договор с английской фирмой “Джон Браун” на поставку турбин, вспомогательных механизмов, гребных валов и дейдвудных устройств для линкоров. Котлы для линкора Императрица Мария изготовлял Харьковский паровозостроительный завод, а для линкора Император Александр III – сам завод-строитель. Ижорский завод поставлял броню корпусов, башенных установок, боевых рубок, гужоны и броневые болты для крепления броневых плит.

Артиллерийские орудия изготовлял Обуховский завод, приборы управления артиллерийским огнем – завод Лесснера. Акционерное общество “Сормово” изготовляло рулевые машины и шпилевые устройства, завод Ф. А. Смирнова – камбузное оборудование.

Все электрооборудование для двух кораблей поставляла Всеобщая компания электричества. Столь обширная кооперация естественная в мирное время, сыграла отрицательную роль в условиях военного времени, намного задержав сдачу кораблей флоту. 28 января 1914 года завод изготовитель получил дополнительный наряд на работы по изменению бронирования линкоров. Их объем оказался довольно значительным, поэтому окончательная сдача кораблей была отсрочена на четыре месяца.

Линейный корабль Императрица Мария был спущен на воду 19 октября 1913 года, а линейный корабль Император Александр III – 2 апреля 1914 года. В мае 1914 года на зафрахтованном фирмой “Джон Браун” пароходе Мадура Императрица Мария. Пароход должен был возвратиться в Англию за турбинами для линкора Император Александр III, но начавшаяся война и активные действия германских подводных лодок помешали осуществлению плана. Императрица Мария и сдать его флоту к 1 марта 1915 года.

С этой целью станки 305-мм орудий и электромеханическое оборудование башен для линкора Император Александр III Императрицу Марию. Срок готовности линкора Император Александр III был перенесен на 1916 год. Достройка линейного корабля Императрица Мария продвигалась быстро. Летом 1914 года были установлены котлы и турбины, закрыта верхняя палуба.

В начале ноября на линкор погрузили стальные конструкции корпусов всех четырех башенных установок. К этому времени с Путиловского завода в Николаев были отправлены станки 305-мм орудий и электромеханическое оборудование. Высокие темпы строительства позволили заводу “Россуд” предъявить первый линейный корабль на ходовые испытания к 20 марта 1915 года. Императрица Мария.

Они проводились по сокращенной программе. Часть механизмов комиссия приняла до начала официальных испытаний. 29 апреля комиссия подписала акт о допуске башенных установок к испытательным стрельбам. В мае были проведены испытания систем орошения и затопления артиллерийских погребов главного калибра.

Одновременно были опробованы котлы и турбины на швартовах. В середине июня было испытано электрооборудование корабля. Императрица Мария в казну, хотя фактически он прошел только швартовные испытания по сокращенной программе. Ходовые испытания и артиллерийские стрельбы предстояло проводить по усмотрению командующего Черноморским флотом.

Утром 24 июня на линкоре отдали швартовы и приступили к выводу корабля. Только к ночи двум буксирам удалось довести линкор до места слияния рек Южный Буг и Ингул. Отсюда Императрица Мария пошла своим ходом. Не обошлось без проишествий – ночью линкор сел на мель.

Только к утру следующего дня корабль удалось снять с мели. К вечеру линкор подошел к выходу из Днепровского лимана. Ночью погрузили около 250 тонн угля и утром вблизи крепости Очаков приступили к испытаниям стрельбой подкреплений башен главного калибра. Испытания показали их достаточную прочность и отсутствие остаточных деформаций после залпа.

28 июня линкор вышел в Одессу, где погрузил 820 тонн угля, а 30 июня в охранении кораблей Черноморского флота прибыл в Севастополь, торжественно встреченный экипажами кораблей и населением города. 9 июля линкор ввели в сухой док Севастопольского порта для осмотра и окраски подводной части корпуса. Одновременно измерялись зазоры в подшипниках дейдвудных труб и кронштейнов гребных валов. Через десять дней, когда корабль находился в доке, комиссия приступила к испытанию подводных торпедных аппаратов.

После вывода линкора из дока аппараты испытывались стрельбой. Все они были приняты комиссией. 29 июля 1915 года было проведено кренование корабля для определения метацентрической высоты. Средняя осадка при этом составляла 8,72 метра, что соответствовало водоизмещению 23600 тонн.

Метацентрическая высота оказалась меньше контрактной (1,82 м) и состовляла 1,655 м. Учитывая, что многие грузы находились не на штатных местах, комиссия признала ее удовлетворительной. Императрица Мария вышел в море для испытаний артиллерии противоминного калибра. На борту находился командующий Черноморским флотом А.

А. Эбергард. Стрельба из 130-мм орудий велась на ходу 15 – 18 узлов и закончилась успешно. 13 августа приемная комиссия собралась на борту линкора для испытаний механизмов.

Линкор снялся с бочки и вышел в море. Средняя осадка корабля составляла 8,94 метра, что соответствовало водоизмещению 24400 тонн. К 4 часам дня число оборотов турбин довели до 300 в минуту и приступили к трехчасовому испытанию корабля на полный ход. Линкор совершал галсы между мысом Ай-Тодор и горой Аю-Даг, на расстоянии 5 – 7 миль от берега на глубокой воде.

В 7 часов вечера испытания механизмов на полный ход были закончены и 15 августа в 10 часов утра линкор возвратился в Севастополь. Комиссия отметила, что в течении 50 часов непрерывной работы главные и вспомогательные механизмы действовали удовлетворительно и комиссия нашла возможным принять их в казну. В период с 19 по 25 августа комиссия приняла в казну торпедные аппараты, все системы корабля, водоотливные средства и шпилевые устройства. Так вступил в строй первый дредноут Черноморского флота – линейный корабль Императрица Мария.

5 октября 1915 года, спустя месяц, в состав флота был включен второй черноморский дредноут – линейный корабль Екатерина II. Его постройка началась в июне 1912 года. Фирма “Виккерс”, оказывавшая техническое содействие и несшая определенную долю ответственности за качество корабля, знала о хронической перегрузке всех русских кораблей – в связи с этим она потребовала создать большой запас водоизмещения. Это явилось причиной некоторого увеличения проектного водоизмещения и главных размерений второго линкора.

Для сохранения контрактной скорости пришлось повысить мощность энергетической установки. В остальном проект линкора Екатерина II Императрицы Марии. Екатерина II Императрица Мария, был спущен на воду только 24 мая 1914 года. Это объяснялось тем, что Морское министерство решило первым ввести в строй линкор Императрица Мария.

Чтобы сократить достроечный период и ускорить ввод в строй второго черноморского линкора, Морскому министерству пришлось принять ряд неотложных мер. Заводу изготовителю передали броню башен, боевых рубок, котельных кожухов и дымовых труб от линкора Император Александр III, а также запасные станки 305-мм орудий линкоров Севастополь Полтава. Администрация завода ввела ночные смены. Освобождавшиеся от постройки эскадренных миноносцев типа Новик рабочие направлялись на линкор.

В сентябре 1915 года начались швартовные испытания. С 15 по 28 сентября комиссия приняла электрооборудование линкора, все водяные, сточные и фановые системы, паровое отопление, торпедные воздухопроводы и компрессоры. 5 – 6 октября 1915 года проверялась система аэрорефрижерации артиллерийских погребов. Было назначено повторное испытание на лето 1916 года.

2 ноября 1915 года комиссия провела кренование корабля для определения метацентрической высоты. Средняя осадка линкора составила 8,24 м, что соответствовало водоизмещению 22920 т. Метацентрическая высота при этом оказалась несколько больше контрактной – 1,81 м. После осмотра подводной части линкора в сухом доке, для чего корабль перевели из Николаева в Севастополь, линкор был предъявлен на ходовые испытания.

Утром 26 ноября корабль снялся с бочки и вышел в море на мерную линию мыс Ай-Тодор – мыс Меганом. Средняя осадка корабля была 8,7 м, что соответствовало водоизмещению 24497 т. До 12 часов корабль опробовал турбины при частоте вращения 280 об/мин, затем снизив ее до 200 об/мин, начал испытание артиллерии. При осмотре остаточных деформаций в подкреплениях башен обнаружено не было.

В 11 часов 30 минут 27 ноября начались испытания механизмов на полный ход. Под парами находились 20 котлов, турбины действовали удовлетворительно, пар держался ровно, температура подшипников была нормальной. Общий расход угля несколько превысил контрактную норму. Турбины легко развили 330 об/мин, что соответствовало 30000 л.

с. 28 ноября в 13 часов линейный корабль, который уже именовался Императрица Екатерина Великая, возвратился в Севастополь. 30 ноября после осмотра котлов, главные и вспомогательные механизмы были приняты в казну. Император Александр III в течении лета 1915 года закончили сборку артиллерийских башен и котлов.

На этом дальнейшие работы на корабле прекратились из-за отсутствия главных и вспомогательных механизмов, находившихся в Англии. Лишь в начале июня 1916 года они прибыли на корабле в Архангельск, откуда по внутренним водным путям были доставлены к 9 ноября в Николаев и после осмотра и испытаний были установлены на корабле. Реальный срок готовности линкора отодвигался на начало 1917 года. 28 марта 1917 года линейный корабль начал швартовные испытания.

Комиссия приняла все основные системы, башенные механизмы, элеваторы и шпилевые устройства. 4 июля корабль перевели из Николаева в Севастополь. На переходе были испытаны стрельбой башенные установки и 76,2-мм зенитные пушки. По прибытии в Севастополь 13 июля линкор установили в сухой док для осмотра подводной части корпуса.

С 3 по 4 августа 1917 года были испытаны механизмы и котлы. В течении 3,5 часов турбины развивали в среднем около 320 об/мин при мощности на валах 27270 л. с. Все механизмы работали исправно и были приняты в казну.

30 августа было проведено кренование корабля для определения метацентрической высоты, а 8-11 октября испытывалась система аэрорефрижерации артиллерийских погребов. На этом закончились приемные испытания третьего линейного корабля для Черного моря. Императрица Мария выявился ряд недостатков. Наиболее существенным был дифферент на нос при штатном размещении грузов.

Это чрезвычайно затрудняло управление кораблями, ухудшало их мореходные качества. На Императрице Марии дифферент на нос был настолько велик, что командующий флотом отдал распоряжение об уменьшении количества боезапаса первых двух башен до 70 выстрелов на орудие (100 по штату). Для носовой группы 130-мм пушек оставили по 100 выстрелов (245 по штату). Укоротили якорь-цепь правого борта.

Дифферент несколько уменьшился, но для его ликвидации этого было недостаточно. 28 мая 1916 года от командующего флотом поступило предложение снять два носовых 130-мм орудия, ликвидировать погреба боезапаса этих орудий, перенести на их место шкиперскую кладовую из форпика и. т. д.

8 июня 1916 года эти предложения признали целесообразными, но в связи с гибелью линкора Императрица Мария Император Александр III. На линкоре Императрица Екатерина Великая дифферент частично ликвидировали путем сдвига некоторых грузов на две шпации в корму в процессе достройки. 13 августа 1914 года был подписан контракт на постройку четвертого и последнего линкора для Черного моря. Водоизмещение корабля составляло 27300 т, длина увеличилась до 188 м, ширина до 29 м, осадка до 9 м.

Планировалось увеличить мощность главной энергетической установки до 27300 л. с. Срок сдачи корабля на ходовые испытания был установлен 1 марта 1917 года. Закладка корабля состоялась 9 июня 1914 года на стапеле, освободившимся после спуска на воду линкора Императрица Екатерина Великая.

С введением в строй четвертого дредноута, получившего название Император Николай I, должно было завершиться формирование бригады линейных кораблей Черного моря. 5 октября 1915 года корабль был спущен на воду, но достройка его задерживалась из-за отсутствия готовых механизмов и оборудования. С октября 1917 года достройка линкора была отложена. После окончания гражданской войны продолжать достройку было признано нецелесообразным, и корпус корабля разобрали на металлолом.

А. П. Шершов. “История военного кораблестроения.

” Военно-Морское издательство. 1940 “История отечественного кораблестроения. ” Санкт-Петербург, Судостроение. 1995

Статья взята с: http://navy.h1.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий