1598 год стал началом царствования Бориса Годунова – первого русского царя, избранного на престол подданными, а не получившего его по наследству, либо захватившего силой. Москва праздновала приезд самодержца в сыропустную неделю, благодаря Бога за дарованного государя. Годунов пользовался особым доверием и уважением со стороны вдовствующей Ирины и патриарха Иова, поэтому ему было легче других укрепиться на вершине власти и завоевать такую переменчивую любовь народа. Отец образованных и воспитанных Федора и Ксении, уважаемый муж, хитрый и умный политический деятель – Борис, был нужен России в это тяжелое и переломное время.
Болезненный и безвольный Федор давно опекался Годуновым и был послушной марионеткой в руках властного Бориса, поэтому после его смерти выбор пал именно на него. Корни Годуновых идут из незнатного рода, возвысившегося в период опричнины, что и позволило будущему царю избежать опалы и репрессий Ивана Грозного.
Просвещенный самодержец боролся с пьянством, строго запретив свободную продажу алкоголя, что вызвало негодование среди москвичей. Ранее попытки ограничения пагубного пристрастия предпринимали Иван четвертый и его сын Федор, но все они оказались безуспешными. Борис активно занимался просвещением среди своих подданных, и даже направлял приближенного немца Крамера для поиска преподавателей и профессоров. Особое внимание государь уделял подготовке своего сына и воспитанию дочери. Федор Годунов, по отзывам современников, имел лучших учителей и взрослел в атмосфере просвещения. Он с юности готовился стать государем Руси, и мог бы быть достойным самодержцем. Царевна Ксения отличалась особой красотой и острым умом и считалась завидной невестой даже для европейских властелинов.
Занимательным историческим фактом является попытка Годунова установить на московских улицах освещение. Для торжественной встречи европейских послов по приказу царя вдоль проезжих дорог разжигались костры, которые контролировались специальными людьми. Затем самодержец обязал каждый вечер зажигать свечи и светильники и устанавливать их на окнах, таким образом, чтобы они освещали улицы. Последним указом относительно городского освещение стал документ, возлагающий на собственников домов обязанность устанавливать фонари. С этого момента улицы бедных отличались от элитных количеством столбов с осветительными устройствам на основе масла.
Однако спокойное царствование и любовь народа не были надолго дарованы судьбой Борису. Само восшествие на престол сопровождалось таинственным и необъяснимым несчастным случаем с царевичем Дмитрием. Часть историков склоняется к тому, что смерть ребенка была насильственной, и инициировал убийство царь Борис, другие, напротив, указывают на тот факт, что такое явное преступление Годунову было не выгодно. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что с последним из наследников попросту расправились, причем существуют подозрения, что сделали это именно противники Годунова с целью обвинить его в страшном преступлении. Первой вестью о начавшемся «брожении умов» стало осуждение былого соратника Бельского по донесению приближенных царя. Далее Борис устранил ближайших соперников на государственный престол, в числе которых было семейство Романовых, что в последующем сыграло не малую роль в выборах на Земском соборе. Но гонения Годунова резко отличались от мер Ивана Грозного. Казни и пытки были достаточно редким явлением, а большинство своих оппонентов и опасных соперников, царь удалял в монастыри, ссылки и тюрьмы. Большая часть из них пережила Годунова. Отзывы летописцев о злодеяниях царя Бориса не более чем преувеличение, так как найдены документы, свидетельствующие высоком уровне содержания опальной знати. Удаляя от государственного управления одних, Борис неизбежно привлекал других, еще более опасных конкурентов, которые и стали его губителями в конце правления. Например, Шуйские то ссылались в отдаленные уголки страны, то вновь привлекались царем в ближайший круг. Не уделил Годунов внимания и такому старинному роду как Мстиславские, не заметил хитрости Щелкалова и прочих представителей знати.
С 1601 года в стране разразился страшный голод, что заставило народ роптать на царя и бояр. Люди, так страстно любившие и почитавшие Годунова, вновь вспомнили трагедию в Угличе. Народный гнев, искусно подпитываемый манипуляциями заинтересованной знати, разрастался, обращая былое доверие к Годунову в лютую ненависть. Ситуация искусственно усугублялась действиями некоторых купцов и бояр, которые скупая хлеб, прятали его в своих амбарах для реализации по более высоким ценам. Простые люди умирали, все чаще встречался каннибализм, а на рынках продавали выпечку с человеческим мясом. Останавливаться в гостиницах было очень опасно, так как их хозяева практиковали убийство своих постояльцев, ради приготовления ужина. За этот период были съедены лошади, кошки, собаки и крысы, огромное количество детей погибло от рук своих родителей, обезумевших от голода.
По указу Годунова из казны выделялись деньги на погребение, а также раздавался казенный хлеб, но кризис все нарастал, а народная любовь была окончательно утрачена. Только в 1603 году стоимость хлеба начала приближаться к реальной, и последствия постигшего страну ужаса сгладились.
Однако голод не миновал бесследно. Повсеместно стали вспыхивать восстания и происходить волнения. Заинтересованная верхушка культивировала в народе мысли о том, что несчастье явилось карой для народа за злодеяния государя. Одним из самых серьезных считается движение под предводительством Хлопка, силы которого были разбиты царскими войсками во главе с Басмановым. Зловещим предзнаменованием страшной смуты и польско-шведской оккупации стало появление на небосводе кометы в 1604 году, которую звездочеты немедленно причислили к страшным знамениям. Относиться к предзнаменованиям можно по-разному, но нельзя отрицать тот факт, что именно 1604 год стал моментом выхода на политическую арену Лжедмитрия 1, принесшего русским землям много бед и страданий.
Годунов, будучи человеком умным и рассудительным, приказал при первых же известиях о чудесно выжившем царевиче из Углича, провести детальное расследование о его происхождении. Сегодня историки придерживаются различных точек зрения на личность первого самозванца. По официальной теории Лжедмитрий 1 был всего лишь беглым монахом Григорием Отрепьевым. Но есть и такие специалисты, которые утверждают о том, что этот человек действительно мог быть царевичем. В любом случае Годунов старался как можно скорее завершить расследование по делу, поскольку ни с самозванцем, ни с реальным наследником властью делиться не намеревался.
Смерть царя Бориса также окутана тайной и мраком. Карамзин, например, полагает, что самодержца отравили его же приближенные, хотя народу было сказано лишь о том, что государь скончался. Были попытки со стороны приближенных объяснить столь скоропостижную кончину царя самоубийством, однако это мало похоже на правду. Учитывая характер Годунова, он вряд ли бы отказался от дальнейшего противостояния и борьбы за власть, оставив на растерзание своих любимых детей и не обезопасив их.
Автор Вадим Собин