От автора.
В пору моего ученичества, которое пришлось на 60-е годы прошлого века, экзамены сдавали после окончания 8-го класса. На экзамене по литературе я читал стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта».
«Погиб поэт, невольник чести,
пал оклеветанный молвой…»
Читал стихотворение видимо со знанием дела, эмоционально и без запинки, за что учитель Иван Петрович Крейдин поставил мне заслуженную «пятёрку». С тех самых пор тема «М.Ю. Лермонтов» так и идёт вместе со мной по жизни, время от времени проявляясь в публикациях. На этот раз с привлечением астрологического знания.
Тайна первой и последней минуты жизни.
Ответы на жгучие «почему» судьбы Михаила Юрьевича Лермонтова следует искать в тайнах рода, о котором в старину бы сказали, что на него «ниспослана Божья кара», а современным языком «родовая карма».
С первой и до последней минуты жизнь М.Ю. Лермонтова являла собой цепь удивительных загадок. И это не преувеличение. Близкий друг семьи Лермонтовых, Петр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни Лермонтовых и всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью». Пророчество прозвучало около полуночи со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот в доме генерал-майора Ф.Н. Толя. Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом, Лермонтов был удивительно спокоен, умиротворен, даже счастлив, поскольку смерть ожидал с улыбкой на лице. Словно ждал избавления от …жизни. Именно об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А.И. Васильчиков, которого поразило «веселое выражение лица Лермонтова». В какой-то мере ответ на загадку дает и сам Лермонтов. Правда, устами героя Печорина: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги».
Провокация на убийство.
Назовем вещи своими именами: Михаил Юрьевич Лермонтов не хотел жить и спровоцировал своего приятеля Николая Мартынова на убийство. К такому выводу в недописанных воспоминаниях после многолетних мучительных раздумий приходит и сам Николай Мартынов. Воспоминания участников «дуэли» ясно дают понять, что стрелять в Н. Мартынова у М. Лермонтова не было даже в мыслях. Он и сам об этом заявил перед командой «Сходись». По сути, подставил себя под расстрел Мартынову. В роковые минуты дуэли, крайне обозленный на М.Ю. Лермонтова, Н. Мартынов не мог осознавать зловещего плана поэта. Иначе, выстрел прозвучал бы в воздух… Спустя 30 лет, на исходе жизни, Н. Мартынов указал на рок, который выбрал его в убийцы великого поэта, а себя посчитал жертвой адского замысла.
Лермонтов по имени… «Печорин»?
Любопытен и другой факт: Лермонтов считал необходимым исповедоваться устами героев своих произведений. Словно хотел «раскрыть глаза» читателю на самое себя. Быть узнанным и понятым до конца. В.Г. Белинский отмечал, что «Печорин – сам Лермонтов». И тут самое время остановиться на загадке внешности Лермонтова. Дело в том, что, принадлежа к зодиакальному типу «Весы», управляемый Венерой, Михаил Лермонтов должен был бы иметь достаточно привлекательную внешность. Но внешность Лермонтова многих отталкивала. Что тому причиной? Родовая карма? Прегрешения предков, за которые пришлось нести наказание поэту? Поверим свидетельству И.С. Тургенева: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз».
«Казнить, нельзя помиловать».
Тема смерти одна из ведущих в поэзии М.Ю. Лермонтова. Поэт любил словом «смерть» озаглавливать свои стихотворения. В одном из них признается: «Я предузнал мой жребий, мой конец и грусти ранняя на мне печаль». Что это, ясновидение? Вероятно. Этот же вывод следует из пророческого предсказания: «На месте казни – гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою». Так по существу и было. Но заметьте – КАЗНИ. И никак иначе. За что именно жаждал казнить себя Лермонтов? За что же не любил себя Лермонтов? Загадка! Ясно понимал: «И не забыт умру я. Смерть моя ужасна будет». О дуэли, как поединке равных, не могло идти и речи. История дуэли Лермонтова – история организованной самим Лермонтовым собственной казни… Лермонтов тянулся к смерти: «Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста». Действительно, участники похорон вспоминали: «Похороны прошли не по христианскому обряду, погребение пето не было». Вывод напрашивается один: поэт знал свое будущее, свою горькую долю. Но даже великие прорицатели, экстрасенсы, и ясновидящие, такие как Кейси, Ванга, Мессинг признавались, что будущее закрыто от них. Но, выходит, что для Лермонтова оно было открыто. Утверждение «знать не можешь доли своей» не про Лермонтова…
Сила неминучая.
И еще загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Современники дружно свидетельствуют о том, что М.Ю. Лермонтов остро предчувствовал неизбежность ранней гибели. Много говорил о ней, перед отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда ему было предписано двигаться к месту службы, в полк, на боевые позиции. Лермонтов умолял Столыпина, свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Зачем? И когда сопровождающий поэта Столыпин отказал в непонятной просьбе, Лермонтов буквально умолил бросить жребий, который взял… сторону Лермонтова. Поэт возрадовался как ребенок: «Едем, едем! Велите запрягать лошадей!» Это был еще один желанный для Лермонтова шаг к окончанию жизни. Рассказывают, что приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, в воображении Лермонтова «без пяти минут убийцу», поэт воскликнул: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!». Все складывалось так, как желалось Лермонтову. Свою казнь поэт назначил на 7 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Машук…
Не жилец.
Почему же не жилось Михаилу Юрьевичу? Не по той ли причине, по которой не жилось и его предкам? Дед Лермонтова М.В. Арсеньев, не дождавшись в новогоднюю ночь любовницы, выпил стакан «какой-то дряни» и умер. Мать поэта, Мария Михайловна, некрасивая и не в меру ревнивая, страдавшая «женской болезнью», не удержалась и за прегрешения устроила красавцу-мужу скандал, а тот вспылил и ударил жену. Да так, что после этого у Марии Михайловны «развилась злая чахотка». В результате мать маленького Миши во цвете лет сошла в могилу, а отец Юрий Петрович, оставив сына на попечение любимой бабушки, вскоре спился и умер в 46 лет отроду. Вот откуда идёт знаменитое признание: «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Со смертью Михаила Юрьевича несчастный род Лермонтовых пресекся.
По законам надземного мира.
Если земные законы не дают возможности ответить на жгучие «почему» М.Ю. Лермонтова, то возможно удача ждёт, когда мы воспользуемся законами надземного мира. Предпримем эзотерическое исследование.
Итак, М.Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Изучая данную ситуацию рождения, ясновидящая определила бы положение Солнца в 21 градусе Весы, момент рождения в 1 градусе Стрельца, славу и репутацию в 1 градусе Весы и сотрудничество-партнёрство в 1 градусе Близнецов.
Что за символическую картину рисует ясновидящей положение Солнца? Это: «Воскресная толпа, отдыхающая на пляже». Как видим, картина – идиллия, да и только. Речь, как видим, идёт о праздности… Но в комментарии Дейна Радьяра это «оживляющий контакт с материнской силой природы и социальной совместимости».
Каковы же истинные ожидания и пожелания поэта и в чём заключается «оживляющий контакт с материнской силой природы»? И тут невольно вспоминается исповедальное «Выхожу один я на дорогу…».
…Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы …
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Символизм картины момента рождения таков: «Отставные ветераны армии собираются, чтобы вспомнить пережитое». В картине заключено «желание напомнить о ценности борьбы, на которой основана цивилизация и групповые достижения». И тут автору вспоминается знаменитое «Бородино»: «Скажи-ка дядя ведь недаром Москва спалённая пожаром французу отдана… Да, были люди в наше время…». Чем не иллюстрация к символической картине рождения? Поручик Лермонтов, вспоминает о подвигах предков-военных. Дэйн Радьяр так комментирует картину: «Группы ветеранов во всех странах стремятся вновь зажечь в своих членах старый огонь хорошо проведённых битв». А главное вот что: «Картину следует понимать в наиболее широком и фундаментальном значении: не просто как встречу старых друзей (у Лермонтова их не было. А.Х), но как обращение к той силе, которая лежит в основе процесса цивилизации, в противоположность культуре – т.е. увековечение духа борьбы за власть». Но этот ли дух бродил с рождения в Лермонтове?
Картина репутации Лермонтова более чем интересна: «В коллекции совершенных экземпляров многих биологических форм бабочка раскрывает красоту своих крыльев, а туловище приколото тонким остриём».
Из комментария Дейна Радьяра следует: «Бессмертие архетипической реальности, раскрываемое совершенной и преданной жизнью». И далее: «Символ градуса осеннего равноденствия являет «совершенную форму, результат превращения гусеницы, червя в бабочку. Это превращение часто используется как символ возможности для человека превратиться в «более-чем-человека», транс-человеческое существо, истинного Посвященного, адепта, Совершенного».
Не потому ли противно было жить М.Ю. Лермонтову уже некогда прожитой жизнью, которая не давала ничего нового. Не в этом ли заключалась загадка страстного желания поэта смерти, дабы начать новую жизнь, ту, что обещалась рождением: жизнь «более-чем-человека», транс-человеческое существо, истинного Посвященного, адепта, Совершенного»? Картина сотрудничества Лермонтова: «Лодка со стеклянным дном, сквозь которое видны чудеса подводного мира». За картиной стоит «обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур». Дейн Радьяр поясняет: «Искренний исследователь обнаруживает новые измерения реальности».
И загадки актёра Олега Даля.
Удивительно, но рассказывают, что Олег Даль, прочитав в юном возрасте «Печерина», твердо решил стать актером, чтобы сыграть его на сцене. И горькие годы последних лет жизни актера Олега Даля, странным образом оказались связаны с именем Михаила Лермонтова. Выдающийся актер, не понятый многими собратьями по искусству, подобно великому поэту, был на удивление обозлен жизнью. И так же, как и поэт, жизнью не дорожил. Рассказывают, что однажды проведенная экспертиза специалистов по физиогномике склонилась к тому, что Олег Даль имел родственное отношение к современнику М.Ю. Лермонтова известному врачу, литератору и автору толкового словаря, Владимиру Далю. Не потому ли Олег Даль мистическим образом притягивался ко всему, что было связано с именем Михаила Юрьевича Лермонтова? Тот, кто видел моноспектакль Олега Даля по произведениям великого поэта говорит о потрясающем впечатлении. О глубоко заинтересованном, родственном, кровном отношении актера к имени и образу Михаила Лермонтова…. Еще одна загадка? Тема «Лермонтов» явилась «больной» в творчестве Олега Даля. Доказательства? Актер побывал на родине поэта, много работал в Тарханах и настолько проникся духом М.Ю. Лермонтова, что, создал иллюзию точного копирования голоса самого поэта.
Когда в 1983 году сотрудник Гослитмузея М.Ю. Лермонтова С. Филиппов услышал, как именно читает произведения поэта Олег Даль, то высказал следующее признание: «Я не просто услышал голос Лермонтова – передо мной открылась огромная личность». Дело дошло до того, что сотрудники музея пошли навстречу Олегу Далю и приняли беспрецедентное решение. Они вскрыли семейный склеп Лермонтовых и предоставили актеру возможность побывать наедине с прахом великого поэта. Этот факт невольно наводит на мысль, что в одном из прошлых воплощений Олег Даль, вероятно, был трагически связан с судьбой великого поэта. «Я родился под созвездием Близнецов. Отсюда мой гороскоп. Моя судьба. Слишком много в этом верного, но и неверного». Эту дневниковую запись Олег Даль сделал в январе 1972 года. Согласитесь, удивительно это признание. Удивительно тем, что написано в те годы, когда ни о каких «гороскопах» граждане СССР понятия не имели. Не то было время. Но только не для Даля! О склонности Олега к пониманию запредельного, высшего, вспоминают многие. Н. Галаджева: «Актер постоянно оставлял после себя ощущение недоговоренности, недосказанности. Так и ушел молча, унеся с собой свою тайну». А вот свидетельство Людмилы Гурченко: «Его молчание – не замкнутость, а какое-то красноречивое, особенное молчание. В нем жила загадка. Казалось, он был тут. И все-таки тут его не было». Валентин Гафт: «В нем существовала какая-то тайна, которая притягивала меня к нему». Об этом же говорит и Михаил Козаков: «Как был загадкой – даже для меня, человека, который довольно долго его знал, работал с ним, так и остался».
Олег Даль – человек М.Ю. Лермонтова?
Что же неотвратимо влекло Олега к лермонтовскому герою? Многие товарищи по сцене готовы отмечать в Олеге Дале «байронические» черты великого поэта. Не в этом ли причина, по которой в конце жизни поэт обратился к жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова? Трагической жизни, по существу такой же, как и собственная, поскольку уходил он из нее глубоко неудовлетворенным и даже крайне обозленным: «Я не могу жить своей жизнью. Я стал чуть-чуть выпивать. Это плохо для работы, но хорошо для души. Работа не приносит мне удовольствия».
Как и Лермонтов, Даль неожиданно переходил от веселья к замкнутости, от беззащитности к высокомерию, как своего рода защитной маске. Много работавший с артистом А. Эфрос вспоминает: «Он был загадочной личностью. Насмешливость, требовательность и в тоже время какая-то безответственность, способность мучить других, мучить себя – все это в нем было». Как и Лермонтов, Олег Даль любил «ставить партнера в глупое положение». Но поэт поплатился за это жизнью… Слава богу, чаша сия миновала строптивого актера. Не потому ли, что в наши времена дуэли дело исторического прошлого? Во всяком случае, вспоминают, что однажды Иннокентию Смоктуновскому пришлось выслушать от Олега Даля такое, что оскорбление Михаилом Лермонтовым Николая Мартынова выглядит невинной шалостью.
Странные манеры.
Человек с «внутренним миром, как ситом художника» не может восприниматься массовкой иначе, как человек странный. Странный – означает непонятный, закрытый для других. Странности Олега Даля становятся отчасти понятны, когда обнаруживаешь его кредо художника: «Артист – это тайна. Он должен делать свое темное дело и исчезать. В него не должны тыкать пальцем на улицах. Он должен только подчеркивать свое лицо в работе, как Вертинский свою белую маску, что-то проделывать, а потом снимать эту маску, чтобы его не узнавали». Олег Даль не терпел к себе неуважительного отношения и имел на то право, право исключительной личности. Требовал к себе уважения даже тогда, когда сам поступал крайне не уважительно. Например, накануне премьеры, будучи ведущим актером, неожиданно уходил из театра. Далеко неслучайно, оказавшись в самоизоляции, в одиночестве, он занялся ведением дневника, которому поверял свои странные мысли. Случались у него и «закидоны». Это когда во время спектакля он садился на край сцены и просил у зрителей из первого ряда закурить или во время ответственной репетиции за кулисами так «набирался» с Георгием Бурковым, что ни о какой работе не могло идти и речи.
Взгляд «по ту сторону».
Известно, сколь много Лермонтов писал о смерти и даже этим невеселым словом озаглавливал стихотворения. Было свое особое отношение к смерти и у Олега Даля. Не потому ли прозорливцы, вроде Г. Козинцева, прощали ему такое, что другим бы никогда не простили. По его словам, ему «было жаль актера, поскольку тот был не жилец». Олег Даль, подобно Андрею Миронову, так же пророчески предвидел собственную смерть. В феврале 1980 года он объявил: «Сначала уйдет Володя, потом – я». Так и случилось: сначала ушел Владимир Высоцкий, затем Олег Даль. В воспоминаниях Фигловской на съемках «Принца Флоризеля» она «увидела человека с совершенно погасшими глазами, не хотевшего жить». Причину видела в том, что он «устал биться, доказывать…ему было безумно тяжело». И Даль начинал прикидывать, что же останется после его смерти: «После Володи останутся его песни, а после меня мои фильмы». И добавлял: «Мне бы хотелось, чтобы память обо мне осталась хорошей». То же, очевидно, желал перед смертью и М.Ю. Лермонтов.
Источник – сайт hersonov.ru