Жизнь отданная флоту

Морская юность О.Е. Коцебу

Отто Евстафьевич родился в Ревеле в семье представителя старинного дворянского рода Августа Коцебу. Отец Отто был популярным писателем, а четверо братьев добились больших успехов каждый в своей сфере деятельности и занимали видное положение в российском обществе. Будущий мореплаватель закончил сухопутный кадетский корпус, но решил стать моряком. В 1803 году он поступил волонтером на шлюп «Надежда», отправлявшийся в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание под командованием И.Ф. Крузенштерна.

За три года плавания юноша стал настоящим моряком. При этом он не только овладел всеми знаниями морского дела, но и усвоил лучшие традиции русского флота. Именно на «Надежде» Коцебу привили вкус к научным исследованиям и зародили в нем благородное стремление служить флоту и науке. Все это в сочетании с твердым характером, волей и настойчивостью в преодолении трудностей позволило О.Е. Коцебу занять видное место в блестящей плеяде русских мореплавателей.

Бриг «Рюрик»

В 1806 году, по возвращении из кругосветного плавания, Коцебу, как уже состоявшийся мореплаватель, получил чин мичмана и несколько лет командовал различными судами на Балтике и Белом море. В 1814 году он принял под свою команду строившийся бриг «Рюрик», которому предстояло отправиться в кругосветное плавание. Оно состоялось в 1815-1818 годах и стало для Отто Евстафьевича второй по счету, но первой самостоятельной кругосветкой, которая принесла ему широкую известность.


Бриг «Рюрик»

В то время Англия и США активно осваивали северные районы Тихого океана и стремились вытеснить Россию со всего тихоокеанского бассейна. Интересы защиты русских владений, укрепления дальневосточных границ, расширения торговых связей и развития промыслов требовали проведения дальних плаваний и научных исследований в этом регионе.

В нашем флоте бриги преимущественно использовались как посыльные суда, а также для дозорной и разведывательной службы. В связи с этим им нередко приходилось встречаться и вступать в бой даже с гораздо более сильным противником. Посмотрите, например, статью «Бриг «Александр» одержал военную и моральную победу». Для дальних плаваний обычно использовались более крупные суда, которые обеспечивали снабжение наших дальневосточных портов. «Рюрик» же шел исключительно с научными целями. Он снаряжался на средства графа Н.П. Румянцева, который принимал участие в организации ряда научно-исследовательских экспедиций.

Программа исследований была составлена Крузенштерном. О.Е. Коцебу предписывалось, «следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки искать соединений Великого океана с Атлантическим». Фактически это было продолжение исследований начатых Берингом и Чириковым. Кроме того, экспедиции надлежало обследовать тропические области западной части Тихого океана, в то время еще очень мало изученные. По просьбе Коцебу “Рюрику” было разрешено плавать под военным флагом, так как к русским военным кораблям всюду относились с большим уважением.

Это было предприятие отважных и очень молодых людей: командиру брига к началу плавания исполнилось 27 лет, а самым молодым в экипаже оказался двадцатилетний художник Логин Хорис. Обширные научные исследования по океанологии и гидрографии выполняли всего два человека: сам Коцебу и его помощник лейтенант Шишмарев. Еще пять ученых производили наблюдения по геологии, собирали коллекции, исследовали животный и растительный мир, делали рисунки и записи о жизни коренных народов Америки, Азии, Африки и Полинезии.

У мыса Горн в январе 1816 года «Рюрик» попал в сильнейший шторм. Волна смыла Коцебу за борт, но он спасся, ухватившись за канат. В конце июля—середине августа 1816 года Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, а в январе-марте 1817 мореплаватель исследовал Маршалловы острова и доказал, что они состоят из двух параллельных цепей, и впервые высказал идею о происхождении коралловых атоллов.

Изучение американского и азиатского берегов Берингова пролива и его глубин позволило Коцебу первому высказать гипотезу о существовании в далеком прошлом перемычки между двумя материками. Затем “Рюрик” подошел к крайней западной точке американского побережья и пошел вдоль берега, пытаясь найти проход в Атлантический океан вокруг северного побережья Америки. «Рюрик» дошел до северной широты 67° 30 минут, но обогнуть Северную Америку ему не удалось.

На обратном пути бриг едва не погиб во время сильнейшего шторма 13 апреля 1817 года. Огромная волна бросила Коцебу на палубу, он получил серьезный ушиб груди, который не позволил ему завершить экспедицию так, как он этого хотел. 3 августа 1818 года «Рюрик» возвратился к родным берегам. За это плавание Коцебу был награжден чином капитан-лейтенанта, орденом Святого Владимира 4-й степени и орденом Святого Георгия 4 класса за 18 морских кампаний.

Шлюп «Предприятие»

В 1823 году О.Е. Коцебу вновь было поручено командовать кораблем, отправлявшимся в кругосветное плавание, — новым шлюпом «Предприятие». Это было уже большое грузовое судно, вооруженное 24 пушками. Коцебу поручалось отвезти груз на Камчатку, а затем охранять берега наших Северо-Американских колоний. Попутно надо было вести научные исследования.


Шлюп «Предприятие» в кругосветном плавании

Шлюп покинул Кронштадт 9 августа 1823 года и пошел к русским владениям в Тихом океане. На этом пути его ожидало одно неприятное событие. Подойдя 28 сентября 1824 года к рейду Санта-Крус на острове Тенерифе, Коцебу попросил выслать лоцмана. Но в ответ раздался орудийный выстрел. Коцебу был вынужден продолжить плавание. Впоследствии выяснилось, что губернатор острова был человеком прогрессивных политических взглядов и не хотел принимать у себя корабль русского царя — жандарма Европы.

Наблюдения навигационного характера проводил командир. Научная группа состояла из трех студентов Дерптского университета. Особенно важными оказались исследования Э. Ленца, поскольку они внесли большой вклад в развитии новой науки — океанографии. На основании многих глубоководных измерений Ленц доказал, что температура вод Мирового океана на глубинах очень низка. Одновременно, эта работа позволила ему сделать вывод, что теплые воды тропиков поверхностными течениями выносятся в высокие широты, а холодные полярные воды глубинными течениями проникают в экваториальную зону.

Впервые в истории исследования Мирового океана наши мореплаватели под руководством Отто Коцебу выполнили наблюдения над плотностью и относительной прозрачностью воды. Весьма ценны и этнографические наблюдения самого Коцебу. Они показали существенное ухудшение быта и нравов островитян под воздействием “европейской цивилизации”, происшедшее всего за восемь лет.


Карта плавания шлюпа «Предприятие»

Выполнив большой объем научных исследований, Коцебу 23 августа 1825 года повел шлюп в Кронштадт. Плавание “Предприятия” продолжалось три года без десяти дней. Самый длительный переход под парусами продолжался 77 дней. После этого плавания Коцебу был произведен в капитаны 2 ранга и продолжал службу в Балтийском флоте. В 1829 году ему присвоили звание капитан 1 ранга, а 12 февраля 1830 года, он ушел в отставку по здоровью. Последние шестнадцать лет жизни мореплаватель провел в своем имении под Ревелем. Научные подвиги Коцебу нашли свое продолжение в экспедициях выдающихся российских исследователей Арктики, смотрите, например, статью Эдуард Толль — поиски Земли Санникова.

Плавания О.Е. Коцебу на «Рюрике» и «Предприятии» были чрезвычайно плодотворны. Им было открыто 399 новых островов и исправлены многочисленные ошибки карт. Сам Коцебу весьма скромно оценивал свои достижения, однако научное сообщество по достоинству оценило его заслуги. Отто Евстафьевич Коцебу занял видное место в блестящей плеяде русских мореплавателей.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. Москва. 2004 г.
  • Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Аммон Г. А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.

Стремление служить флоту и науке наблюдалось не только у О.Е. Коцебу, но и у многих флотских офицеров на протяжении всей истории русского и советского флота. Мы знаем этому множество примеров. Возможно Вам, уважаемый читатель, тоже известны такие примеры, интересные факты. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Оцените статью
Тайны и Загадки истории